Традиции и праздники болгарского народа села
Валя-Пержей включают древние национальные,
религиозные и семейные торжества. Старинные
народные традиции проявляются в одежде,
украшениях, танцах, песнях и магических
ритуалах, которыми сопровождаются свадебные
церемонии, танцы и обрядовые представления на
масленицу.
Болгарская национальная традиционная одежда,
очень красочна и разнообразна, в целом вышла
из повседневного употребления. Но она служит для
случаев, когда требуется подчеркнуть
национальный характер торжества или события или
же национальный состав участников какого-то
мероприятия в селе. Народные праздники и гуляния
обязательно включают в себя народные танцы в
национальных костюмах. В отдельных случаях — на
праздничных манифестациях, на торжественных
актах - демонстрируется все разнообразие
локальных видов народной одежды, которое очень
впечатляет.
Болгары в селе Валя-Пержей очень дружелюбны,
приветливы, гостеприимны. К тому же близость
языка и вероисповедания болгар и русских, а
также молдаван в селе помогают лучше понимать
друг друга.
Основу
валя-пержской болгарской кухни составляют
многочисленные блюда из овощей и картофеля,
который к столу подают часто. В изобилии —
белый хлеб, свежие фрукты и овощи. Горячую пишу
болгары едят дважды в день: на обед и ужин.
Распространены кисломолочные продукты.
Считается, что именно они способствуют
долголетию. В современном быту сохранились
некоторые обрядовые блюда. Так, например, в
Георгиев день запекают в печи тушу молодого
барашка. Это блюдо готовят и к празднику 1 Мая.
Свою
культуру, которая формировалась в течение сотен
лет в условиях постоянной угрозы исчезновения
нации, болгары села Валя-Пержей перенесли из
Болгарии и сохранили до сегодняшнего дня.
Героями огромного числа удивительных по своей
мелодичности народных песен выступают гайдуки
или юнаки (удальцы, богатыри), побеждающие
врагов. Другие популярные фольклорные темы —
сражение со стихиями и борьба за воду. К воде у
болгарского крестьянства, часто страдавшего от
засух, особое, уважительное отношение. В селе
Валя-Пержей можно встретить чешмы — каменные
сооружения над родниками, часто украшенные
резьбой.
Традиции родственной и соседской взаимопомощи,
временное обобществление средств труда все еще
поддерживаются. Летними ночами молодежь
собиралась чистить кукурузу, нанизывать табак то
в одном доме, то в другом — это было родом
вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний.
Обычай лить воду под ноги человеку,
приступающему к новому делу, и вообще при всяком
начинании — чтобы все шло гладко и легко, «как
по воде». Так провожают невесту на регистрацию
брака, ребенка в первый класс, человека,
уезжающего в дальнюю дорогу. Славянский обычай
поднесения хлеба-соли у болгар села Валя-Пержей
широко практикуется и в быту, и на общественных
торжествах, только к хлебу прибавляется чабрец и
красное вино (красный цвет — символ здоровья), и
нужно тут же хлеб отломить,
обмакнуть в соль и чабрец и запить вином.
Провожая в путь, дают человеку дикую герань
(по-болгарски здравец - символ здоровья). Цветы
часто служат обрядовым реквизитом и украшением,
их затыкают в праздник за платок или шапку у
виска, букетики герани, связанные красной ниткой
с золотой или серебряной монеткой (символ
чистоты и благополучия), дарят ребенку в день
наречения имени, прежде, а иногда и теперь дарят
невесте.
По традиции брак заключается с согласия
родителей. Церковное венчание считается в народе
делом второстепенным. Свадьбу же играют с
исполнением полного ее церемониала, когда
соберут для нее средства и приготовят дары, —
это может быть через несколько месяцев. Накануне
свадьбы молодая женщина ночует в родном доме.
Оттуда свадебная процессия направляется к
зданию, где регистрируется брак. При этом
соблюдаются некоторые традиционные обычаи. Так,
гости крадут во дворе невесты петуха (символ
плодородия) и несут его впереди; по дороге
угощают всех встречных вином. После регистрации
брака направляются к дому жениха; свекровь
встречает молодых с хлебом-солью и вином,
прикалывает им на грудь зелень (символ здоровья)
и вводит невесту в дом. Поднесение даров на свадьбе - особый
ритуал. О дарах громогласно оповещает, часто в
шуточной форме, распорядитель свадьбы, на роль
которого выбирают человека с острым языком. Дары
кладутся, согласно обычаю на правое плечо.
Рождение
ребёнка в болгарской семье — радостное событие
для семьи и всей родни. Оно отмечается двумя
традиционными торжествами. По выходе из
родильного дома роженицу посещают близкие семье
женщины, принося подарки младенцу и обрядовые
хлебы — питы (обычай называется малая пита).
Когда мать окрепнет, она сама приглашает гостей
на большую питу. Приходят уже семейные пары,
непременно пекут хлебец, намазанный медом,
символизирующий «сладость», нежность ребенка и
пожелания ему приятной жизни.
Существует
специальный праздник повитух — бабин день (в
январе). Женщины верховодят в тот день в селе,
подшучивают над мужчинами. Интересно, что в
быту бабин день все более превращается в
праздник бабушек, на плечах которых, при
работающих матерях, лежат большие заботы по
воспитанию детей. В народных погребальных обычаях болгары села
Валя-Пержей сохранили традиции древних
верований, в частности культа предков. Они
оставили след в этике почитания памяти умерших.
В настоящее время совершаются коллективные
поминовения, на которых вспоминают об умерших,
об их делах и исполняют некоторые обряды.
Традиционно торжества в селе Валя-Пержей устраиваются на
природе. Праздничный «стол» на разостланных
красочных тканях, к которому подают излюбленные
блюда, например барана, зажаренного на вертеле,
затем — состязания по борьбе (народный вид
спорта) с призом — живым бараном, а с
наступлением темноты — костры и песни до утра.
Народное творчество до сих пор весьма популярно в селе Валя-Пержей. Более всего это относится к песням и танцам. Танцуют на улицах села во время праздников, на свадьбах, в ресторанах.