История образования села Валя-Пержей
Территория, расположенная между реками Днестр и Прут долгое время пустовала. Ее усиленное заселение началось во второй половине XVIII века. В результате на этой плодородной земле образовались множество новых сел – болгарских, молдавских, украинских и др.
Село Валя – Пержей было заселено с различных этнографических регионов Болгарии в разные годы. Это и подтверждает следствие различных диалектов и видов одежды.
Из поколение в поколение передавалось, что мы есть «авлалийцы» ( «каурланцы») или более вероятно «торланцы». Как когда-то в своей прародине, так и на новом месте, болгары продолжали делиться на: паланковци, кордонци, жабешници, горненци, геренци. И селам, в которые они переселялись, давали те же имена.
Кому неизвестно, что около 500 лет – пол века Болгария была под страшным турецким игом? Сегодня историю переписывают на новый лад, скрываются исторические данные, забываются исторические моменты.
Легенды гласят, что в начале XIX века маленькая группа молдаван, ищущая избавление и безопасное убежище от своего рабства, останавливается в красивой тихой долине. Когда-то на этом месте располагалось татарское село. Считается, что новое название села пришло от его богатого сливового сада, который занимал обширную территорию. ( данный сад, к сожалению, не сохранился до сегодняшних дней, он был вырублен во время военных действий.)
Первые переселенцы были различных национальностей. Они строили свои дома в основном вблизи родников. Занимались вязанием различных видов изделий, пряли шерсть, ткали, собственноручно изготавливали одежду и обувь.
После долгих споров и перипетий 12 мая 1816 года дается разрешение переселенцам законно заселяться на государственных землях в селе Валя – Пержей. Болгары, жившие в селах Хотърничански цинут, Чадър – Минжир и Орак, переселяются в село Валя – Пержей.
Село Валя – Пержей и до сегодняшнего дня граничит с землями села Твърдица, Беж-Гиоз, Чадыр – Лунга, Димитровка, Гюлмян (Яровое), Къргъс (1-ый Ярославец), Исерлия ( Вольное ), бывший Акерманский цинут, с немецкой колонией Малый Ярославец.
В начале в селе насчитывалось около 400 дворов, которые были разбросаны по склонам и в долине. В статистических отчетах даются сведения о том, что еще в самом начале была построена деревянная церковь, при которой служил священник, и также имелось кладбище. Со вступлением в Русскую Империю, жители начинают заниматься разведением крупного рогатого скота.
По другим данным с 1817 года в селе Валя – Пержей насчитывается 60 дворов, 3 ветряные мельницы, 8 колодцев с питьевой водой, также отмечается, что переселенцы сажают виноград и плодовые деревья. Насчитывают около 174 лошадей, 448 голов КРС, 648 овец. Земельные ресурсы: около 7793 га, которые обрабатываются не только деревянным, но и железным плугом. Эти данные доказывают, что первые переселенцы были трудолюбивы, и земледелие было одним из основных их видов деятельности.
В 1828 – 1829 гг. село значительно увеличивается, когда между Турцией и Россией снова разгорается война. Только в течение 1830 года 66472 болгара получают « белые билеты », предоставляющие им право официально переселяться в Россию. Из Болгарии уезжают караваном целые семьи. Их сопровождают специальные группы казаков, которые охраняют переселенцев и оказывают им всяческую помощь. В течении этих лет в Бессарабию и Валахию официально переселяются 20288 человек. В это же время, болгарский доктор наук Семен Табаков пишет в «Опит за история на град Сливен »: в Болгарии и особенно, в городе Сливен опустели целые улицы, а также маленькие и большие села. Кроме Сливена пустеют города Ямбол, Котел, Нова Загора, Бургас, Карнобат и т.д.
Выбров этот долгий путь, многие из наших прадедов спрашивали себя, на верном ли они пути, правильное ли решение приняли; и остальные - оставшиеся, что будет с ними? Но и одним и другим было тяжело одинаково. И как может быть легко? – Где еще на свете есть такой народ, который пять веков терпел зверское турецкое рабство? Где еще на свете есть матери, которые рожают и растят детей, для того, чтобы их после отбирали и воспитывали как турецких военных, которые будут возвращаться домой, мучить и убивать собственных родных сестер и братьев, матерей и отцов? Где на земле есть еще такой народ?
Указ Сената от 19 декабря 1819 года с подписью Министра Внутренних Дел сыграл решающую роль. Переселенцам предоставляют право получить землю, освободиться на несколько лет от различных налогов. На генерала-лейтенанта Ивана Никитича Инзова возложена задача: регулярно собирать точные и полные сведенья о переселенцах и докладывать о них царю.
За два десятилетия в Бессарабии обосновываются 93 болгарских колонии. И одна из них - село Валя – Пержей (288 тыс. человек). В 1827 году в селе насчитываются около 125 болгарских семей - 814 человек , 79 молдавских семей и 35 русских. В конце этого же года многое меняется. Часть переселенцев переселяются в Чимишлийский и Льовский уезды. Там образуются еще 2 новые болгарские колонии с этим же наименованием. По данным 1832 года число болгарских семей в селе уменьшается – 113, что составляет 702 человека. Но в этом же году заселяются еще 688 новых переселенцев с Сливена и Новой - Загоры. К сожалению, известно, что только часть переселенцев из Сливенского квартала «Ени - махала» - сегодняшнее новое село Сливен.
В 1830 – 35 гг. более очевидным становится разделение села на 2 части: молдавская и болгарская. Село расширяется очень медленно. В первой половине XIX века оно представляло очень жалкую картину. Но Валя – Пержей активно начинает выходить из своей закрытости. Все больше людей заселяют этот край. Они отдают ему все свое умение и любовь. Все больше появляются новые виды овощных, фруктовых культур, а также плодовых деревьев.
Из отчета 1840 года: в селе Валя – Пержей насчитываются 100 хозяйств, обрабатывающие свои земли около домов и выращивающие различные овощи и фрукты. Первые переселенцы также заложили начало виноградарству. Они выращивали виноград не только для собственного употребления, но и для торговли. Большую роль в этом сыграл указ Сената, говоривший о не наложений налога на продаваемый виноград и вино. Этот указ действовал только на виноград и вино, возделанные в домашних условиях жителями и продаваемый ими. Это и дало толчок к массовому возведению винограда. И в 1830 – 68 гг. Буджакская степь превратилась в большую плантацию.
В 1851 году в Бессарабии проводят перепись. В селе Валя – Пержей обрабатываемая площадь составляет 3617 га., пашня – 1035 га., леса – 88 га., вспаханная земля – 1590 га., овраги - 83 га. . В селе уже насчитывают 687 мужчин и 623 женщины – 1310 работоспособных человек (без детей). Жители имеют 103 плуга, 262 павозки. Каждое хозяйство сеет все: от моркови до подсолнечника. В этом же году произведена перепись жилого фонда: три каменных дома, один дом из красного кирпича, 98 - из глины, 17 деревянных и т.д. В 100 плодовых садах насчитывают 12990 плодовых деревьев и только 26 из них в этот год не дали урожай; 5381 виноградников дали 2900 литров вина. Также насчитывалось 350 лошадей, 798 коров, 590 гол КРС и 7200 овец.
В 1861 году известность Валя – Пержского базара
который проводится каждый понедельник,
растет. Интересен и тот факт, что на базаре
кроме фруктов и овощей, кожаных изделий,
зерновых культур и вина свободно торговали и
огнестрельным оружием. Это считалось нормальным
и было даже необходимым для каждой семьи. Все
церковные и другие книги единодушно отмечают,
что в Бессарабию переселяются исключительно
православные. И в селе Валя – Пержей нет других,
хотя, что часто на базаре можно было услышать
гагаузскую речь. И до сегодняшнего дня в
гагаузских селах сохранилась поговорка: «Дилимизи
денеджийръс, динимизи денъмейдкийръс»: «язык
меняю /отдаю/, но веру не даю». В этой
поговорке звучит мука многих поколений болгар,
которые несли в себе страх не стать турком до
конца, то есть не быть принужденными принять и
веру поработителя. О болгарском происхождений
гагаузов писал и известный священник и
просветитель Дмитрий Чакир, чей памятник и
сегодня стоит в центре города Чадыр – Лунга. Он
дает подробное описание своим предкам, которые
были болгарами, но были принужденны принять
язык поработителя. Гагаузы и Болгары бежали от
турков вместе в Бессарабию, вместе тяготили муки
в дороге, усваивали этот край, молились одному и
тому же Господу, так как у них один общий
болгарский корень.
При написании этой статьи использовался материал из Книги "ВАЛЯ-ПЕРЖЕЙ". Куртев Н. Д. 1998г.