История образования села Валя-Пержей
Территория, расположенная между реками Днестр
и Прут долгое время пустовала. Ее усиленное
заселение началось во второй половине XVIII века. В результате на этой плодородной земле
образовались множество новых сел – болгарских,
молдавских, украинских и др.
Село Валя – Пержей было заселено с различных
этнографических регионов Болгарии в разные годы.
Это и подтверждает следствие различных диалектов
и видов одежды.
Из поколение в поколение передавалось, что
мы есть «авлалийцы» ( «каурланцы») или более
вероятно «торланцы». Как когда-то в своей
прародине, так и на новом месте, болгары
продолжали делиться на: паланковци,
кордонци, жабешници, горненци, геренци. И селам,
в которые они переселялись, давали те же имена.
Кому неизвестно, что около 500 лет – пол
века Болгария была под страшным турецким игом?
Сегодня историю переписывают на новый лад,
скрываются исторические данные, забываются
исторические моменты.
Легенды гласят, что в начале XIX века маленькая группа молдаван, ищущая
избавление и безопасное убежище от своего
рабства, останавливается в красивой тихой
долине. Когда-то на этом месте располагалось
татарское село. Считается, что новое название
села пришло от его богатого сливового сада,
который занимал обширную территорию. ( данный
сад, к сожалению, не сохранился до сегодняшних
дней, он был вырублен во время военных
действий.)
Первые переселенцы были различных
национальностей. Они строили свои дома в
основном вблизи родников. Занимались вязанием
различных видов изделий, пряли шерсть, ткали,
собственноручно изготавливали одежду и обувь.
После долгих споров и перипетий 12
мая 1816 года дается разрешение переселенцам
законно заселяться на государственных землях в
селе Валя – Пержей. Болгары, жившие в селах
Хотърничански цинут, Чадър – Минжир и Орак,
переселяются в село Валя – Пержей.
Село Валя – Пержей и до сегодняшнего дня
граничит с землями села Твърдица, Беж-Гиоз,
Чадыр – Лунга, Димитровка, Гюлмян (Яровое),
Къргъс (1-ый Ярославец), Исерлия ( Вольное ),
бывший Акерманский цинут, с немецкой колонией
Малый Ярославец.
В начале в селе насчитывалось около 400 дворов,
которые были разбросаны по склонам и в долине.
В статистических отчетах даются сведения о том,
что еще в самом начале была построена деревянная
церковь, при которой служил священник, и также
имелось кладбище. Со вступлением в Русскую
Империю, жители начинают заниматься разведением
крупного рогатого скота.
По другим данным с 1817 года в селе Валя –
Пержей насчитывается 60 дворов, 3 ветряные
мельницы, 8 колодцев с питьевой водой, также
отмечается, что переселенцы сажают виноград и
плодовые деревья. Насчитывают около 174 лошадей,
448 голов КРС, 648 овец. Земельные ресурсы:
около 7793 га, которые обрабатываются не только
деревянным, но и железным плугом. Эти данные
доказывают, что первые переселенцы были
трудолюбивы, и земледелие было одним из
основных их видов деятельности.
В 1828 – 1829 гг. село значительно
увеличивается, когда между Турцией и Россией
снова разгорается война. Только в течение 1830
года 66472 болгара получают « белые билеты »,
предоставляющие им право официально переселяться
в Россию. Из Болгарии уезжают караваном целые
семьи. Их сопровождают специальные группы
казаков, которые охраняют переселенцев и
оказывают им всяческую помощь. В течении этих
лет в Бессарабию и Валахию официально
переселяются 20288 человек. В это же время,
болгарский доктор наук Семен Табаков пишет в «Опит за история на град Сливен »: в Болгарии и
особенно, в городе Сливен опустели целые улицы,
а также маленькие и большие села. Кроме Сливена
пустеют города Ямбол, Котел, Нова Загора,
Бургас, Карнобат и т.д.
Выбров этот долгий путь, многие из наших
прадедов спрашивали себя, на верном ли они пути,
правильное ли решение приняли; и остальные -
оставшиеся, что будет с ними?
Но и одним и другим было тяжело одинаково. И как
может быть легко? – Где еще на свете есть такой
народ, который пять веков терпел зверское
турецкое рабство? Где еще на свете есть матери,
которые рожают и растят детей, для того, чтобы
их после отбирали и воспитывали как
турецких военных, которые будут возвращаться
домой, мучить и убивать собственных родных
сестер и братьев, матерей и отцов? Где на земле
есть еще такой народ?
Указ Сената от 19 декабря 1819 года с подписью
Министра Внутренних Дел сыграл решающую роль.
Переселенцам предоставляют право получить землю,
освободиться на несколько лет от различных
налогов. На генерала-лейтенанта Ивана Никитича
Инзова возложена задача: регулярно собирать
точные и полные сведенья о переселенцах и
докладывать о них царю.
За два десятилетия в Бессарабии обосновываются
93 болгарских колонии. И одна из них - село Валя
– Пержей (288 тыс. человек). В 1827 году в
селе насчитываются около 125 болгарских семей -
814 человек , 79 молдавских семей и 35 русских.
В конце этого же года многое меняется. Часть
переселенцев переселяются в Чимишлийский и
Льовский уезды. Там образуются еще 2 новые
болгарские колонии с этим же наименованием. По
данным 1832 года число болгарских семей в селе
уменьшается – 113, что составляет 702 человека.
Но в этом же году заселяются еще 688 новых
переселенцев с Сливена и Новой - Загоры. К
сожалению, известно, что только часть
переселенцев из Сливенского квартала «Ени -
махала» - сегодняшнее новое село Сливен.
В 1830 – 35 гг. более очевидным становится
разделение села на 2 части: молдавская и болгарская. Село расширяется очень
медленно. В первой половине XIX века оно представляло очень жалкую картину. Но
Валя – Пержей активно начинает выходить из своей
закрытости. Все больше людей заселяют этот край.
Они отдают ему все свое умение и любовь. Все
больше появляются новые виды овощных, фруктовых
культур, а также плодовых деревьев.
Из отчета 1840 года: в селе Валя – Пержей
насчитываются 100 хозяйств, обрабатывающие свои
земли около домов и выращивающие различные овощи
и фрукты. Первые переселенцы также заложили
начало виноградарству. Они выращивали виноград
не только для собственного употребления, но и
для торговли. Большую роль в этом сыграл указ
Сената, говоривший о не наложений налога на
продаваемый виноград и вино. Этот указ
действовал только на виноград и вино,
возделанные в домашних условиях жителями и
продаваемый ими. Это и дало толчок к массовому
возведению винограда. И в 1830 – 68 гг. Буджакская
степь превратилась в большую плантацию.
В 1851 году в Бессарабии проводят перепись. В
селе Валя – Пержей обрабатываемая площадь
составляет 3617 га., пашня – 1035 га., леса – 88
га., вспаханная земля – 1590 га., овраги - 83
га. . В селе уже насчитывают 687 мужчин и 623
женщины – 1310 работоспособных человек (без
детей). Жители имеют 103 плуга, 262 павозки.
Каждое хозяйство сеет все: от моркови до
подсолнечника. В этом же году произведена
перепись жилого фонда: три каменных дома, один
дом из красного кирпича, 98 - из глины, 17
деревянных и т.д. В 100 плодовых садах насчитывают 12990 плодовых деревьев и только 26
из них в этот год не дали урожай; 5381
виноградников дали 2900 литров вина. Также
насчитывалось 350 лошадей, 798 коров, 590
гол КРС и 7200 овец.
В 1861 году известность Валя – Пержского базара
который проводится каждый понедельник,
растет. Интересен и тот факт, что на базаре
кроме фруктов и овощей, кожаных изделий,
зерновых культур и вина свободно торговали и
огнестрельным оружием. Это считалось нормальным
и было даже необходимым для каждой семьи. Все
церковные и другие книги единодушно отмечают,
что в Бессарабию переселяются исключительно
православные. И в селе Валя – Пержей нет других,
хотя, что часто на базаре можно было услышать
гагаузскую речь. И до сегодняшнего дня в
гагаузских селах сохранилась поговорка: «Дилимизи
денеджийръс, динимизи денъмейдкийръс»: «язык
меняю /отдаю/, но веру не даю». В этой
поговорке звучит мука многих поколений болгар,
которые несли в себе страх не стать турком до
конца, то есть не быть принужденными принять и
веру поработителя. О болгарском происхождений
гагаузов писал и известный священник и
просветитель Дмитрий Чакир, чей памятник и
сегодня стоит в центре города Чадыр – Лунга. Он
дает подробное описание своим предкам, которые
были болгарами, но были принужденны принять
язык поработителя. Гагаузы и Болгары бежали от
турков вместе в Бессарабию, вместе тяготили муки
в дороге, усваивали этот край, молились одному и
тому же Господу, так как у них один общий
болгарский корень.
Вверх
При написании этой статьи использовался материал из Книги "ВАЛЯ-ПЕРЖЕЙ". Куртев Н. Д. 1998г.
|