Valea-perja.narod.ru - здесь возможно все! Карта сайта   Письмо      Cтартовой      Добавить сайт    Контакты  
Валя  -
Пержей

 

 

 

 

Рекомендуем:
Категории:  

О Селе > История села:

История образования села Валя-Пержей

Территория, расположенная между реками Днестр  и Прут долгое время пустовала. Ее усиленное заселение началось во второй половине XVIII века. В результате на этой плодородной земле образовались множество новых сел – болгарских, молдавских, украинских и др.

Село Валя – Пержей было заселено с различных этнографических регионов Болгарии в разные годы. Это и подтверждает следствие различных диалектов и видов одежды.

Из поколение в поколение  передавалось, что мы есть «авлалийцы»  ( «каурланцы») или более вероятно «торланцы». Как когда-то в своей прародине, так и на новом месте, болгары продолжали делиться на: паланковци,  кордонци, жабешници, горненци, геренци. И селам, в которые они переселялись, давали те же имена.

Кому  неизвестно, что около 500 лет – пол  века Болгария была под страшным турецким игом? Сегодня историю переписывают на новый лад, скрываются исторические данные, забываются исторические моменты.

Легенды  гласят, что в начале XIX века маленькая группа молдаван, ищущая избавление и безопасное убежище от своего рабства, останавливается в красивой тихой долине. Когда-то на этом месте располагалось татарское село. Считается, что новое название села пришло от его богатого сливового сада, который занимал обширную территорию.  ( данный сад, к сожалению, не сохранился  до сегодняшних дней, он был вырублен во время военных действий.)

Первые переселенцы были различных национальностей. Они строили свои дома в основном вблизи родников. Занимались вязанием различных видов изделий, пряли шерсть, ткали, собственноручно изготавливали одежду и обувь.

После долгих споров  и перипетий  12 мая 1816 года дается разрешение переселенцам  законно заселяться на государственных землях в селе Валя – Пержей. Болгары, жившие в селах Хотърничански цинут, Чадър – Минжир и Орак, переселяются в село Валя – Пержей.

Село Валя – Пержей и до сегодняшнего дня граничит с землями села Твърдица, Беж-Гиоз, Чадыр – Лунга, Димитровка, Гюлмян (Яровое), Къргъс (1-ый Ярославец), Исерлия  ( Вольное ), бывший Акерманский цинут, с немецкой колонией Малый Ярославец.

В начале в селе насчитывалось около 400 дворов, которые были разбросаны по склонам и в долине.  В статистических отчетах даются сведения о том, что еще в самом начале была построена деревянная церковь, при которой служил священник, и также имелось кладбище. Со вступлением в Русскую Империю, жители начинают заниматься разведением крупного рогатого скота.

По другим данным с 1817 года в селе Валя – Пержей насчитывается 60 дворов, 3 ветряные мельницы, 8 колодцев с питьевой водой, также отмечается, что переселенцы сажают виноград и плодовые деревья. Насчитывают около 174 лошадей, 448 голов КРС, 648 овец. Земельные ресурсы: около 7793 га, которые обрабатываются не только деревянным, но и железным плугом. Эти данные доказывают, что первые переселенцы были  трудолюбивы, и земледелие было одним из основных их видов деятельности.

В 1828 – 1829 гг. село значительно увеличивается, когда между Турцией и Россией снова разгорается война. Только в течение 1830 года 66472 болгара получают « белые билеты », предоставляющие им право официально переселяться в Россию. Из Болгарии уезжают караваном целые семьи. Их сопровождают специальные группы казаков, которые охраняют переселенцев и оказывают им всяческую помощь. В течении этих лет в Бессарабию и Валахию официально переселяются 20288 человек. В это же время, болгарский доктор наук Семен Табаков пишет в «Опит за история на град Сливен »: в Болгарии и особенно,  в городе Сливен опустели целые улицы, а также  маленькие и большие села. Кроме Сливена  пустеют города Ямбол, Котел, Нова Загора, Бургас, Карнобат и т.д.

Выбров этот долгий путь, многие из наших прадедов спрашивали себя, на верном ли они пути, правильное ли решение приняли; и остальные - оставшиеся, что будет с ними?  Но и одним и другим было тяжело одинаково. И как может быть легко? – Где еще на свете есть такой народ, который пять веков терпел зверское турецкое рабство? Где еще на свете есть матери,  которые рожают и растят детей, для того, чтобы их после  отбирали  и воспитывали как турецких военных, которые будут возвращаться домой, мучить  и убивать собственных родных сестер и братьев, матерей и отцов? Где на земле есть еще такой народ?

Указ Сената от 19 декабря 1819 года с подписью Министра Внутренних Дел сыграл решающую роль. Переселенцам предоставляют право получить землю, освободиться на несколько лет от различных налогов. На генерала-лейтенанта  Ивана Никитича Инзова возложена задача: регулярно собирать точные и полные сведенья о переселенцах и докладывать о них царю.

За два десятилетия в Бессарабии обосновываются 93 болгарских колонии. И одна из них - село Валя – Пержей (288 тыс. человек).  В 1827 году в селе насчитываются около 125 болгарских семей -  814 человек , 79 молдавских семей и 35 русских. В  конце этого же года многое меняется. Часть переселенцев переселяются в Чимишлийский и Льовский уезды. Там образуются еще 2 новые болгарские колонии с этим же наименованием. По  данным 1832 года число болгарских семей в селе уменьшается – 113, что составляет 702 человека. Но в этом же году заселяются еще 688 новых переселенцев  с  Сливена и Новой - Загоры. К сожалению, известно, что только часть переселенцев  из Сливенского квартала  «Ени - махала» - сегодняшнее новое село Сливен.

В 1830 – 35 гг. более очевидным становится разделение села на 2 части: молдавская и болгарская. Село расширяется очень медленно. В первой половине XIX века оно представляло очень жалкую картину. Но Валя – Пержей активно начинает выходить из своей закрытости. Все больше людей заселяют этот край. Они отдают ему все свое умение и любовь. Все больше появляются новые виды овощных, фруктовых культур, а также плодовых деревьев.

Из отчета 1840 года: в селе Валя – Пержей насчитываются 100 хозяйств, обрабатывающие свои земли около домов и выращивающие различные овощи и фрукты. Первые переселенцы также заложили начало виноградарству. Они выращивали виноград не только для собственного употребления, но и для торговли. Большую роль в этом сыграл указ Сената, говоривший о не наложений налога на продаваемый виноград и вино.  Этот указ действовал только на виноград  и вино, возделанные в домашних условиях  жителями и продаваемый ими. Это и дало толчок к массовому возведению винограда. И в 1830 – 68 гг.  Буджакская степь превратилась в большую плантацию.

В 1851 году в Бессарабии проводят перепись. В селе Валя – Пержей обрабатываемая площадь составляет 3617 га., пашня – 1035 га., леса – 88 га., вспаханная земля – 1590 га., овраги - 83 га. . В селе уже насчитывают 687 мужчин и 623 женщины – 1310 работоспособных человек (без детей). Жители имеют 103 плуга, 262 павозки. Каждое хозяйство сеет все: от моркови до подсолнечника. В этом же году произведена перепись жилого фонда: три каменных дома, один дом из красного кирпича, 98 - из глины, 17 деревянных и т.д. В 100 плодовых садах насчитывают 12990 плодовых деревьев и только 26 из них в этот год не дали урожай; 5381 виноградников дали 2900 литров вина. Также насчитывалось  350 лошадей, 798 коров, 590 гол КРС и 7200 овец.

В 1861 году известность Валя – Пержского  базара который проводится  каждый понедельник, растет. Интересен и тот факт, что на базаре кроме фруктов и овощей, кожаных изделий, зерновых культур и вина свободно торговали и огнестрельным оружием. Это считалось нормальным и  было даже необходимым для каждой семьи. Все церковные и другие книги единодушно отмечают, что в Бессарабию переселяются исключительно православные. И в селе Валя – Пержей нет других, хотя, что часто на базаре можно было услышать гагаузскую речь. И до сегодняшнего дня в гагаузских селах сохранилась поговорка: «Дилимизи денеджийръс, динимизи денъмейдкийръс»: «язык  меняю  /отдаю/, но веру не даю». В этой поговорке звучит мука многих поколений болгар, которые несли в себе страх не стать турком до конца, то есть не быть  принужденными принять и веру поработителя. О болгарском происхождений гагаузов писал и известный священник и просветитель Дмитрий Чакир, чей памятник и сегодня стоит в центре города Чадыр – Лунга. Он дает подробное описание своим предкам, которые были болгарами, но были  принужденны принять язык поработителя. Гагаузы и Болгары бежали от турков вместе в Бессарабию, вместе тяготили муки в дороге, усваивали этот край, молились одному и тому же Господу, так как у них один общий болгарский корень.                        

 

Вверх


При написании этой статьи использовался материал из Книги "ВАЛЯ-ПЕРЖЕЙ". Куртев Н. Д. 1998г.
 
 
 
 
© Copyright 2000-2010 Все права защищены!!!    
Hosted by uCoz