История образования религии на территории Молдавии
Христианство пришло на территорию, позднее
ставшую Молдавией,
в IX—XII веках из Византии.
Миссионерской деятельностью
византийской церкви на этих
землях руководил патриарх
Константинопольский. Он же в
течение нескольких веков
управлял и деятельностью
молдавской церкви,
священнослужителями которой были
в основном выходцы из соседних
славянских стран, имевших тесные
связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское
княжество, господари которого стремились избавиться
от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая
епископия в городе Сирет.
Господарь, однако, скоро
осознал, что население страны
противится католицизму, который
посягал и на его политические
интересы.
В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу
молдавской церкви. В ответ на
это патриарх Константинопольский
предал анафеме всё Молдавское княжество. В том
же году Антоний, Патриарх
Константинопольский, посылает в
Молдавию двух своих экзархов.
Об одном источники молчат.
Другой, Феодосий «не был принят
народом молдавским и он вернулся
без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга,
«господарь хорошо понял, что
Феодосий был всего лишь
митрополитом греческого
происхождения и он не хотел,
чтобы его Молдова имела
предстоятелем чужого пастыря». В 1394 году Патриарх Антоний «назначил
в Молдову своего особого
митрополита» Иеремию, тем самым
признавая существование
Молдавской Митрополии, не им
созданной. Молдаване выгнали
этого присланного митрополита.
Примирение было достигнуто
только в 1401 году, когда константинопольское
патриаршество признало Иосифа митрополитом
Молдовы, тем самым, признав
независимость молдавской
православной церкви. Молдавские
господари с тех пор назначали
митрополитами лояльных к себе
иерархов, которые утверждались
на этом посту Константинополем.
До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком
православной церкви и
официальных документов. Только с
середины XVII века начал
распространяться греческий язык,
вытесняя церковнославянский
сначала из делопроизводства, а
потом и из церкви.
|