Приветствую Вас, Гость

Православие - самая значительная конфессия в нашей стране, и было бы бессмысленно не упомянуть гостям сайта о том что происходит в Церкви. Говорить о Церкви – значит говорить о самой сути христианства, о самой сути Божественного Откровения. Иногда кажется нам, читая Откровение Ветхозаветное и Новозаветное, и даже творения святых отцов, что как будто бы много слов о Церкви нет. Нет такой специальной книги или особого текста, послания в Библии или трактата в творениях святых отцов, которые были бы посвящены только Церкви. Но это только кажется нам. Вся история от Рождества Христова говорит нам о церкви. Церковь повлияла на развитие всей истории Планеты. Точно так и в нашем селе Валя-Пержей, где проживают совместно молдоване и болгары с 1816г.-религия сыграла решающую консолидирующую роль для  укрепления духовных и моральных ценностей. "Малая закваска заквашивает все тесто.” (Гал 5:9). Церковь, где генерируется сознание одной зрелой нации, где верующие, объединенные верою в Святую и Единосущную и Нераздельную Троицу, является столпом и основанием на котором построено село. Ведь Церковь(ecclesia)-Тело Христово, т.е. собрание верующих во Христа, которые вместе совершают богослужение, существовала и даже когда не было и здания храма, даже и в период притеснений со стороны властей.

Валя-Пержская церковь за свою историю претерпела множество испытаний. Еще в первые года после переселения сельчане принялись налаживать и свою духовную жизнь. По архивным данным от 1830г. в селе уже при церкви, кроме свещеника, живут еще две семьи, помагающие в богослужении и в обших работах при храме. Свещенник- Деакопович Федор Ильич с супругой Феодорой и сыновьями: Андреем и Георгием; поющие-Бонарь Степан Иванович с супругой; пономарь-Василкан Константин Федорович с супругой Еленой и сыновьями: Георгием и Иваном-всего десять человек. Это говорит о высоком духовном состоянии села если за столь краткий период стало возможным такое укрепление и развитие церковной жизни. Можно судить об этом и по тому что примарь вместе с духовенством играли решающую роль в жизни села. Все дела-административные, социальные, бытовые не обходились без представительства ходя бы одной из властей-примаря или свещенника.

Со временем деревянная церковь уже не могла уже служить как место для собраний народа, так как население увеличивалось и стал вопрос о строительстве нового храма из камня. Первый проект каменного храма был выработан главным архитектором Главного Архитекторного управления при  Кишеневской Епархии.

В 1875г.  утвержден маршрут крестного хода  с Чудотворной Гербовецкой Иконой Божьей Матери, который проходил через следующие населенные пункты:Чукур-Менжир, Чимишлия, Комрат, Баурчи, Казаклия, Кортен, Чадыр-Лунга, Валя-Пержей. Множество верующих пришли поклониться Образу Богоматери и приносили больных, увеченных, бесноватых, моля  Заступницу  молить Бога  о близких и о них.  Прошли обширные богослужения и Литургии на церковнославянском и болгарском языках. Так как в селе значительная часть населения по народности моловане, это вызвало недовольство и група сельских активистов молдован ходотайствуют к его Преосвещенству Владимиру-епископу  Кишеневскому и Хотинскому. Но к счасью Собор свещеннослужителей районов адекватно отреагировали на неразумность такого деления и таким образом до разделения не дошло дело./ЦГА МССР, Ф.208, опись 3. Д.3818, 9/. И  вновь Церковь съиграла  консолидирующую и объединяющую роль.

В те далекие времена Церковь более активно исполняла свои социальные работы такие как-помощи бедным, взятие на себя затраты на образование детей, чьи родители не были в состоянии сами обеспечить его своим детям, и осуществление нравственно-просветительской деятельностью. И стал вопрос о разширении придворной територии храма. Так в 1910г. 13 ноября слушается дело  №22035, по этому вопросу слушается дело, которое вступает в силу месец спустя. Дело слушается и дается описание сущности вопроса: Валя-Пержское сельское общество, которое состоит из 613 отдельных хозяйств, имеющие право голосовать и в один голос 25.01.1910г. решили отделить храму земляное пространство  длинной 50 сажен и шириной 20 сажен.

Проходят годы. Многие сторожилы села помнят широкий двотр храма, высокий забор, экзотичные деревца, принесенные сельчанами из за рубежа. Многое из этого уже не существует. Деревца вырублены, каменные настилки украдены, и доходит до трагедии что в 1959г. под влиянием властей и атеистической пропаганды, церковь закрывает двери. Но естественная жажда людей к Богу не останавливала жителей села и приходя к храму они видели замок, который не был только замком на дверях храма но и замком на их душах-тяжелый и трудноносимый. Люди целовали этот замок как будто целовали Лик Спасителя и молились что-б скорее открылись двери храма. Но испытания на этом не закончились в 1970-76гг. Дверь храма открылась, но не для молитвы, а для мародерства. Были разграблены иконы, уникальные изделия из деревоерзьбы, дары сельчан и атрибуты церкви. После этого казалось что побороть антирелигиозный строй не представлялось возможным. Храм должен был стать или складом или новой спорт площадкой.

Но видно у Бога на этот счет были другие планы. Люди причащались и участвовали и в других Таинствах в соседних селах. Иногда роль свещенника выпадала самому старшему жителю, который брал в руки служебные книги или Евангелие и просвещал жителей. Таким образом сохранилосьПравославие в нашем селе.

1959-церковь закрыта;
1989-церковь реставрирована;
1990-вновь начинаются регулярные богослужения.

Список свещеннослужителей села Валя-Пержей с 1818 - 2012г

1818-Григорий Засавицкий,
1830-Дякопович Федор Ильич,
1870-Котович Степан,
1894-Попович Григорий Григорьевич,
1910-Игнатий Савицкий,
1918-Урсу Дорофей Аксимович,
1950-Жунку Иван Сергеевич,
1959-1990-церковь не функционирует.
1990-по сегодняшний день-Ковальчук Иван Иванович.

Чуть ниже представлены некоторые статистические данные:

Год

Рождаемость

Кол-во
усопших

Вступили в брак

Смешаные
браки
Венчания Крещения

1992

74 56 40 11 34 54

1993

89 57 40 13 38 60

1994

67 64 44 11 44 42

1995

83 76 35 16 35 81

1996

52 89 34 9 24 59

1997

48 90 33 8 30 78

1998

62 62 36


1999

49 62 36


2000

59 76 31


2001

59 70 21


2002

44 82 33


2003

48 87 34


2004

41 66 27


2005

53 69 24


2006

35 88 24


2007

42 82 23


2008

32 69 24


2009

46 86 27


2010

     


2011

     


Сегодня в селе как оазис среди пустыни, как светильник в темноте (Лк 11:36). Церковь собирает людей и приобщаясь Святым Тайнам Хрисовым, верующие надеются на спасение. Крест духовного отца в селе Валя-Пержей несет на себе настоятель храма Св. Николая его Высокопреподобие протоиерей Иоанн Ковальчук.

 

С молодых лет отец Иоанн как пастырь собирает свою паству-верующих людей и бережно заботится что-б ни один из членов Церкви не отстал от духовного стада (Псалом 22:1). Благословляя и участвуя в каждом добром начинании его Высокопреподобие не жалеет сил ни себя ради благого дела. Отца Иоанна любят и уважают дети. Почти ни одно школьное мероприятие не обходится без его благословления и без отцовских наставлений, которые являются крайне необходимыми в наше время. Приучая детей с малых лет послушанию, сперва родителям, а затем и Богу, Отец Иоанн молится и за все село дабы  Божья десница сохранила его.

А в праздничные дни, особенно во время больших христьянских праздников такие как Воскресение Христово, Рождество Христово, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы и Перенесение мощей святителя и чудотворца Николаяиз Мир Ликийских в Бари, праздник, который является праздником села, все село торжествует и радуется. Праздник  перенесения мощей святителя Николая есть особенный праздник. Все село собирается в пределах храма и делает (курбан)-благодарение Богу за благоденствие.В этот праздник любой односельчанин где-бы ни находился, старается попасть в родное село, для того что бы ощутить праздничный дух. А если невозможно, то мысленно он думает и вспоминает светлые моменты и радуется красотой Православной традиции.